Введение

                                          …Экономия и бережливость – это огромный,

                                              не использованный ещё в полной мере

                                               резерв  для дальнейшего роста экономики.

                                                                                    А.Г.Лукашенко

           

 Рациональное использование  энергии – приоритет государственной политики. В нашей  республике  эта проблема стоит особенно остро, что обусловлено двумя факторами: дефицитом собственных первичных энергоресурсов и высокой  энергоёмкости производимой продукции. Состояние экономики любого государства и жизненный уровень населения в значительной  мере определяются  наличием  запасов топливно-энергетических ресурсов и эффективностью  их использования.

 В Республике Беларусь, экономика которой базируется преимущественно на импорте топливно-энергетических ресурсов, невозможно производить конкурентноспособную продукцию без эффективного использования топлива, тепла  и  энергии.

Сегодня  разработано множество  эффективных  методов для сбережения энергии и снижения её потребления.

Перед учреждением образования стоит задача  воспитания у подрастающего поколения навыков рационального и экономного использования топливно-энергетических ресурсов как неотъемлемой  части  энергосберегающей политики нашего государства. В связи с этим и возникла  необходимость создания в школе практического центра по   энергосбережению, который работает по разным направлениям деятельности  в сфере энергосбережения, для того чтобы  научить учащихся  сохранять и беречь  ресурсы, донести  важность и актуальность  этой  проблемы  для человечества, воспитать  у учащихся  экономное и бережное отношение  к окружающей  среде.

 

       Создание практического  центра  «ЭКОЦЕНТР»                              

     Рубельская средняя школа  построена  в 1978 году. Общая площадь составляет  5795 м2.  Она  построена  тогда, когда об  экономии не задумывались. А ведь школа  является  серьёзным  потребителем  энергии  тепловой  и  электрической. Идея создания  практического  центра  по  энергосбережению  возникла в связи с необходимостью  рационального  использования  тепло- и энергоресурсов  в  школе и в быту.  Окончательное решение  по созданию  центра  было принято после  экскурсии в информационно-просветительский  центр «Эконом»,  созданный в Ольгомельском учебно-педагогическом  комплексе. Учащихся  и  педагогов  школы  заинтересовал вопрос  энергосбережения. Так в нашей школе  начал свою работу  практический центр  по  энергосбережению. Мы решили  назвать  его  «ЭКОЦЕНТР». Целью   работы центра является  привлечение  всех  участников  образовательного  процесса  к деятельности  по рациональному  и экономному  использованию  ресурсов, привитие  навыков экологически  безопасного   стиля  жизни.

Задачи  центра:

-организовать  работу с педагогами  и  родителями  по повышению  уровня знаний  в  вопросах  ресурсосбережения

-вовлечь  участников  образовательного  процесса  в  процесс  экономного  использования  энергии  и  энергоресурсов.

-скоординировать  работу  учреждения  образования  по  обобщению, систематизации, распространению  эффективного  опыта  работы  по  обучению  учащихся  экономии  и  бережливости

-обучать  учащихся  навыкам  рационального  использования  ресурсов

-проводить  информационно-просветительскую  работу  для  участников  образовательного  процесса  по  вопросам  экономии  и  бережливости

-размещать  на  сайте  учреждения  образования  материалы  по  энерго- и ресурсосбережению.

-формировать у учащихся  цельное представление о влиянии энергетики на окружающую среду и методах  сохранения  окружающей среды

-прививать  интерес у учащихся  к научно-практической  деятельности с целью  создания  энергоэффективных проектов.

 

Актуальность:

Формирование научного  мировоззрения  учащихся  посредством  показа  роли  энергии в жизни  человека, бережное  и экономное отношение их  к имеющимся  в  распоряжении  человека  ресурсам.

Современная  школа – это  центр  подготовки  ответственного  гражданина, который  всесторонне  развит, умеет  самостоятельно  оценивать  исходя  из  ситуации  на  всех  уровнях, от  законодательного  и  экономического, до  бытового  и  мировоззренческого.

Создание  условий для  энергосбережения

За последние  два года в школе проведена  огромная  работа  по  экономии  тепло и энергоресурсов. В 2013 году  наше  учреждение  образования зарегистрировано на  интернет-сайте  ШПИРЕ  в  Беларуси, для  этого  была  заполнена  анкета  «SPARE  школы Беларуси». Таким  образом  педагоги  школы  получили  право  пользоваться  возможностями  сайта.

 В 2013 году на базе учреждения образования  совместно  со  Столинским центром  сельского  развития и при финансовой  поддержке   Европейского  союза  реализовывался  проект «Шаг в будущее» по ремонту  и  оснащению  актового  зала  школы. В ходе реализации проекта  с целью  экономии  энергозатрат  и  теплоресурсов  были  проведены  следующие  мероприятия: замена  старых  деревянных  оконных  и  дверных блоков  на  блоки  из  ПВХ, замена  пола, замена  ламп накаливания  на  люминисцентные  лампы, замена  старой  энергоёмкой музыкальной  аппаратуры  на  новую  современную. Общая  сумма  проекта  составила  10 тысяч  евро.

В 2014 году  проведен  капитальный  ремонт  пищеблока  школы.  В ходе  ремонта  заменены  оконные  и  дверные  блоки, заменена  электропроводка  и  освещение. Пищеблок учреждения  образования  оснащён  новой  современной кухонной  техникой. Всего  израсходовано  на  ремонт  пищеблока  из  средств  районного  бюджета  1,5 млрд. рублей.

С целью  экономии  теплоресурсов  в  августе  2014 года  заменены  старые  деревянные оконные блоки  на  блоки  из  ПВХ  на  сумму 40 млн.руб. Ежегодно  осуществляется  промыв  всей  отопительной  системы  учреждения образования. В 2014 году  проведен  капитальный  ремонт  и  замена  топливных  котлов  в  котельной  школы.

На протяжении   последних  двух  лет  наблюдаются  стабильные  результаты  экономии  ТЭР.

Года

2011/2012

2012/2013

2013/2014

%

+1

-8

-11

 

Центр  состоит  из  следующих  экспозиций:

«Земля – наш  общий  дом»

«Хранители  энергии»

«Советы  по  экономии  энергии»

«Детский взгляд  на  проблемы  взрослых»

«Макет  экономичного  дома  будущего, ветряной  мельницы,  солнечной  батареи»

«От  лучины  до  люминисцентной  лампы»

«Методические  материалы»

«Это  нужно  прочитать» 

Основные  направления  деятельности  центра:

Образовательная:

-учебные  занятия

-факультативные  занятия

-классные  и  информационные  часы

-внеклассные  мероприятия

 

Информационно-аналитическая:

-создание банка данных  о педагогических  работниках, обеспечивающих  эффективную  реализацию  мероприятий  по  энергосбережению;

-выявление, изучение, обобщение и  распространение  эффективной  педагогической  практики  по  вопросам  энергосбережения.

 

Экспертно-консультативная:

-создание  экспертно-консультативного  клуба  по  выявлению  уровня  энергозатрат  в  учреждении образования  и  в быту.

 

Организационно-методическая:

-осуществление  практической  деятельности  и  оказание  практической  помощи  педагогическим  работникам, осуществляющим мероприятия  по  реализации  Директивы  Президента Республики  Беларусь от 14 июня 2007  года № 3 «Экономия  и бережливость – главные  факторы  экономической  безопасности  государства»;

-анкетирование учащихся, педагогов, родителей  по  вопросам  энергосбережения;

-проведение  семинаров-практикумов, лекций  по  вопросам  энергосбережения;

-проведение  внутришкольных   научно-практических  конференций  по  вопросам  энергосбережения.

 

Научно-исследовательская:

-подготовка научно-исследовательских  работ  по  энергосбережению  и  участие  в  районных  научно-практических  конференциях;

-изготовление  макетов  сооружений  и  приспособлений, направленных на решение  основных  энергосберегающих  задач.

 

Редакционно-издательская:

-создание  информационного  поля  для  учащихся, педагогов, родителей;

-выпуск ежемесячной  газеты  «Наше  будущее – в наших  руках», листовок,  буклетов, плакатов, книжек-раскладушек;

-создание видеороликов  по  энергосбережению, реклам.

 

Работа  центра по направлениям деятельности

       Одним  из  основных направлений деятельности центра является  образовательная  деятельность. Для  её  осуществления  используются  разнообразные  формы  работы: игры-путешествия,  конкурсы, беседы, акции, праздники, дискуссии, решения  задач, викторины, инсценировки  и  т.д. Педагоги  школы  осуществляют   образовательную  деятельность согласно  образовательных программ. Они включают  вопросы  энергосбережения  в  содержание  предметных  дисциплин  таких  как биология, физика, химия, география. Систематизирован  методический материал  по  вопросам  экономии  и  бережливости:

Классные  часы: «Земля – наш  общий  дом»,  «Путешествие  в  страну  экономию», игра-путешествие «Источники  энергии»,

Уроки: урок-практикум «Что  является  главным  источником тепла?», 6 классы; урок-игра «Волшебный  колодец», 4 классы; урок «Три  энергокита: свет, тепло и вода», 8 классы;

Информационные  часы: «Вода -  богатство  планеты «земля», 5 класс, урок-диспут «Люди в ответе за жизнь на планете», 10 класс;

Внеклассные  мероприятия: «Учимся  быть  бережливыми», «Аквариум и его обитатели», акции – «Поход  бережливых», «Моя  бережливая  семья», информационное  поле  для  родителей «Четыре  ступени  энергосбережения».

С целью  формирования  у  учащихся  навыков  экономного  использования  энергии и  энергоресурсов  проводятся  факультативные  занятия «Азбука Берегоши» в 4 классах, «Основы  энергоэффективности» (7 класс); курс по выбору «Энергоэффективность: производственное и бытовое энергосбережение, энергопользование и экология» (10 класс).

 

Информационно-аналитическая  деятельность

В нашем  центре  собраны  лучшие  методические  материалы  педагогов  школы по вопросам  энергосбережения. Они периодически  пополняются  новыми  наработками. Ознакомиться с новинками  литературы, а также  с  различными  научными  разработками  и  достижениями можно  на  экспозиции  «Это  нужно  прочитать».

Все  методические   материалы  систематизированы  по  блокам:

-разработки  классных  и  информационных  часов  по  энергосбережению;

-разработки  уроков  и  факультативных  занятий;

-научно-исследовательские  работы  учащихся;

-сценарии  родительских  собраний по указанной  тематике  и др.

   Создана  и  обновляется  картотека методических  материалов, а также  имеются  материалы на электронных  носителях  и  создана  медиатека.

Узнать о проблемах  экологической  безопасности  и  охраны  окружающей  среды  можно  на  экспозиции «Земля – наш  общий  дом».

В центре создан банк данных  о педагогических  работниках, обеспечивающих эффективную  реализацию  мероприятий по  энергосбережению. На  основании  этих  данных  разработан  перспективный  план  работы  по  выявлению, изучению, обобщению  и  распространению  эффективной  педагогической  практики  по  вопросам  энергосбережения. Так в 2013/2014 учебном году  выявлен, а в 2014/2015 учебном году  изучается  опыт  учителя  начальных классов  Котко  О.И.  по  теме «Организация  исследовательской  деятельности младших  школьников  по экономии  энергоресурсов». Вопросы  энергосбережения  включены  в  годовой  план  работы  учреждения  образования. Систематически   в центре  проводятся занятия  с педагогическими  работниками  по  вопросам  энергосбережения, которые  проходят  в  различных  формах:2012/2013 учебный  год – лекция «Как  экономить  ТЭР», в 2013/2014 учебном  году – научно-практическая   конференция «Отходам – вторую жизнь. Проблема  утилизации  отходов», семинар-практикум «Альтернативные  источники  энергии».

Экспертно-консультативная  деятельность:

В школе  создан  экспертно-консультативный  клуб «Луч», который  возглавляет  учитель начальных  классов Котко  О.И. Целью  работы клуба  является  выявление  уровня  тепло- и энергозатрат в учреждении  образования  и  в быту, оказание  консультативной  помощи  по  вопросам  энергосбережения всем  участникам  образовательного  процесса. В состав клуба  входят  10 учеников 7 «А» класса. Они поделены  на 2 команды «Эксперты»  и  «Консультанты». В течении недели  они  проводят  исследования в учреждении  образования  и  в  быту. Свои  наблюдения  и  результаты  работы они  обнародуют  в  ходе  проведения  Недели  экономии, которая ежегодно  проходит  в  марте  месяце  по  отдельному  плану  работы. В центре  организована  консультативная  работа  для  всех участников  образовательного  процесса. За консультацией  за время работы  центра  обратились  37  педагогов  нашей школы,  25 родителей. Имеется план  работы  экспертно-консультативного  клуба «Луч», разработана  тематика  проведения  консультаций.

     Научно-исследовательская  деятельность, позволяет  педагогам  и  учащимся  глубже  изучить  проблемы  энергосбережения, способствовать активному  участию  в  энергосберегающей  деятельности  с  целью  создания  энергоэффективных  проектов.

    За  последние  2 года  учащимися  1 ступени  общего  среднего  образования  проведено  7  исследований  в области  энергосбережения. 4 лучшие  работы были представлены на  районной  конференции  исследовательских  работ  младших  школьников «Я- исследователь»,  где были  отмечены  дипломами І, ІІ, ІІІ  степени.

Проведено исследование по  следующим  темам: «Узнаем  правду  о  «пальчиковой»   батарейке», «Детский  взгляд на проблемы  взрослых», «Влияние  температурного  режима  и  влажности воздуха на рост и  развитие  растений», «Три  состояния воды».

        После  проведения  научно-практической  конференции  в  школе, на котрой  была  представлена  исследовательская  работа  ученицы  3 класса  Резанович  Юлии  по  теме  «Узнаем  правду  о  «пальчиковой»  батарейке»  учащимися  школы  было  собрано  в  специальную  урну  для  отработанных  элементов  питания  937  различных  батареек.  Акция  по  сбору  батареек  продолжается  по  настоящее  время.

 В 2013 году  1 работа   «Макет  экономичного  дома будущего»  была  представлена  на  районный  конкурс  «Энергомарафон»,   где получила диплом І степени  в номинации «Лучший  проект  практических  мероприятий по энергосбережению  среди  учащихся  учреждений  образования». Учащиеся 2 и 3 ступени  образования  вместе  с  педагогами  проводят  исследования  в  области  энергосбережения  и  со  своими  работами  выступают на районной научно-практической  конференции «Открывая  мир – открываю  себя».

Исследовательская  деятельность  создаёт  положительную  мотивацию  для самообразования и саморазвития  педагогов, учащихся  и  родителей.

Редакционно-издательская  деятельность 

Учащиеся  и  педагоги  школы  активно  включились  в  редакционно-издательскую  деятельность. За   последние 2 года  было  выпущено  14 буклетов, 10 памяток  по  вопросам  экономии ресурсов. На протяжении 2014 года  налажен  выпуск  ежемесячной газеты «Наше будущее – в наших  руках», с содержанием  которой  можно  ознакомиться  в нашем  практическом  центре. Оформлен  сменный стенд  «Советы по экономии  энергии», информация  на  котором  периодически  обновляется. Ежегодно  в  марте  проходит Неделя  экономии  по  отдельному  плану. В рамках  недели  проходят  различные  мероприятия, которые  способствуют  приобретению  учащимися  опыта рационального и  экономичного  использования  ресурсов. Уже  традиционным  стало  выступление  агитбригады на  различных  школьных  мероприятиях по  вопросам  энергосбережения. Агитбригада  «Новое  поколение»  имеет  свой  символ, их  выступления  всегда  яркие и запоминающиеся. Члены  агитбригады  очень остро  чувствуют  проблемы  современного общества, особенно  те, которые  требуют  немедленного  решения. Зачастую  видение  решений  этих  проблем  они  преподносят в чтении рэпа: этот стиль музыки  более близок  и  интересен  подрастающему  поколению, в его  специфических  особенностях  есть  все  возможности  доступно  донести  всю  информацию  сознанию  детей. Учащимися  совместно  с  педагогами  создано  несколько видеороликов  по  вопросам  энергосбережения. В видеоролике «Энергосбережение  в  деревне Простоквашино»  ребята  7 класса  продемонстрировали  плачевные  последствия  зачастую  необдуманного  использования  энергоресурсов  вместо  того, чтобы  относиться к ним  бережно  и  сознательно. Причём  эта  проблема  разрешается  глазами  старшего и  молодого  поколения: дедушки  Василия  и  бабушки  Агафы с  одной  стороны  и  внука  Пети  и его  друзей  с  другой  стороны.

     В центре  создана  база  педагогических  работников, обеспечивающих   эффективную  реализацию  мероприятий  по  энергосбережению. В неё  вошли:

-Вабищевич Людмила  Александровна, заместитель  директора  по  учебной  работе  Хотомельской  средней  школы, победители  районного  этапа  республиканского конкурса “Энергомарафон”  в  номинации  “Лучшее учреждение  образования по созданию  системы  работы  в  области  энергосбережения”

-Пархомова  Анна  Валерьевна, заместитель  директора  по воспитательной  работе   Ольгомельского  учебно-педагогического  комплекса,  победитель  заключительного  этапа  республиканского  конкурса “Энергомарафон”  в номинации  “Лучший  практический  центр  по  энергосбережению”.

-Котко  Ольга  Ивановна, учитель  начальных  классов Рубельской  средней  школы, победитель  районного  этапа  республиканского  конкурса “Энергомарафон” в номинации “Лучший  проект  практических   мероприятий  по энергосбережению  среди  учащихся  учреждений  образования”.

        При  поддержке  отдела  образования,  спорта  и  туризма в  центре  изучается, обобщается  и  распространяется  эффективная  педагогическая  практика  в  районе по  энерго- и ресурсосбережению. Обобщённый  опыт  на  электронных  носителях  распространяется в  учреждения  образования  района.

     Для  решения  задач  экономии и  бережливости  природных  ресурсов  учащиеся  и  педагоги   школы  принимают  активное  участие  в  акциях- «Поможем  пернатому  другу»(руками  детей  изготовлено  около 200  кормушек)

-«Отходам  вторую  жизнь»(собрано  2,7 тонны  металлолома,  2 тонны макулатуры, 120 кг текстильных  отходов, 10 кг полимеров.)

При  центре  создана  и  работает  группа  экскурсоводов. Ребята  проводят  интересные  и  познавательные  экскурсии по  центру  для  учащихся  школы, педагогов, родителей. За время  работы  центра  его  посетили  около  400  учащихся  из  близлежащих  школ. Посещение  центра  будет  организовано  и  для  дошкольников. Энергосбережение  - это  образ  жизни  общества в  целом  и  каждого  человека, вырабатывающий  определённый  алгоритм  поведения. Работа  центра «ЭКОЦЕНТР»  способствует  воспитанию  культуры  бережливого  поведения, помогает    всем  участникам  образовательного  процесса  проникнуться  необходимостью  научиться  экономному  использованию  энергии, чтобы   сберечь  природу  от   разрушения  и  загрязнения.