ИНФОРМАЦИЯ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩАЯ О ВОЗМОЖНОЙ УГРОЗЕ СОВЕРШЕНИЯ СУИЦИДА, КОТОРАЯ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛУЧЕНА В ПРОЦЕССЕ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПОДРОСТКОМ
Пребывание в трудной жизненной ситуации.
К трудной жизненной ситуации или ситуации риска, провоцирующей подростков на совершение суицида относятся:
1) ситуации, переживаемые как непереносимые, обидные, оскорбительные, угрожающие образу «Я» и унижающие чувство собственного достоинства;
2) разрыв отношений или смерть значимого человека;
3) конфликтные отношения в семье;
4) запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;
5) серьезные трудности в учебе при наличии высоких требований родителей, школы к итоговым результатам обучения;
6) нежелательная беременность, аборт, его последствия;
7) серьезная инфекционная болезнь, передающаяся половым путем;
8) серьезная физическая болезнь.
Педагоги могут наблюдать следующие изменения:
1) изменение внешнего вида;
2) самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности;
3) ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям;
4) частые прогулы (отсутствие на определенных уроках);
5) резкие и необоснованные вспышки агрессии;
6) рисунки на темы смерти на последних страницах предметных тетрадей, сочинения на темы одиночества, кризиса, утраты смыслов или подобные размышления на уроках гуманитарного цикла и т.п.
Советы педагогам.
- Быть наблюдательными, понимающими и заботливыми.
- Проводить беседы о смысле жизни.
- Подчеркивать, что переживания являются естественными.
- Формировать у учащихся позитивные и оптимистичные установки.
- Обсуждать различные события, варианты решения различных проблем.
- Информировать учащихся о путях получения поддержки (телефон доверия, психолог, психотерапевт и др.).
- Обращать внимание на возрастную категорию подростков 14 -16 лет как наиболее опасную в отношении суицидальных намерений.
- Формировать у ребят однозначно негативное отношение к самоубийству как варианту решения проблем.
- Необходима серьезная работа по развитию духовно-нравственной сферы подростков. Как фактора, предупреждающего суицидальную направленность.