ИНФОРМАЦИЯ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩАЯ О ВОЗМОЖНОЙ УГРОЗЕ СОВЕРШЕНИЯ СУИЦИДА, КОТОРАЯ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛУЧЕНА В ПРОЦЕССЕ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПОДРОСТКОМ

 

Пребывание в трудной жизненной ситуации.

К трудной жизненной ситуации или ситуации риска, провоцирующей подростков на совершение суицида относятся:

1) ситуации, переживаемые как непереносимые, обидные, оскорбительные, угрожающие образу «Я» и унижающие чувство собственного достоинства;

2) разрыв отношений или смерть значимого человека;

3) конфликтные отношения в семье;

4) запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;

5) серьезные трудности в учебе при наличии высоких требований родителей, школы к итоговым результатам обучения;

6) нежелательная беременность, аборт, его последствия;

7) серьезная инфекционная болезнь, передающаяся половым путем;

8) серьезная физическая болезнь.

 

Педагоги могут наблюдать следующие изменения:

1) изменение внешнего вида;

2) самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности;

3) ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям;

4) частые прогулы (отсутствие на определенных уроках);

5) резкие и необоснованные вспышки агрессии;

6) рисунки на темы смерти на последних страницах предметных тетрадей, сочинения на темы одиночества, кризиса, утраты смыслов или подобные размышления на уроках гуманитарного цикла и т.п.

 

Советы педагогам.

  • Быть наблюдательными, понимающими и заботливыми.
  • Проводить беседы о смысле жизни.
  • Подчеркивать, что переживания являются естественными.
  • Формировать у учащихся позитивные и оптимистичные установки.
  • Обсуждать различные события, варианты решения различных проблем.
  • Информировать учащихся о путях получения поддержки (телефон доверия, психолог, психотерапевт и др.).
  • Обращать внимание на возрастную категорию подростков 14 -16 лет как наиболее опасную в отношении суицидальных намерений.
  • Формировать у ребят однозначно негативное отношение к самоубийству как варианту решения проблем.
  • Необходима серьезная работа по развитию духовно-нравственной сферы подростков. Как фактора, предупреждающего суицидальную направленность.