«Знай свои права и помни о своих обязанностях»

12.04.2021

«Знай свои права и помни о своих обязанностях»

 

Под таким девизом в «Рубельской средней школе» с 05.04.2021 г. по 10.04.2021 г. была проведена неделя правовых знаний, целью которой было правовое просвещение школьников, формирование навыков безопасного поведения учащихся, повышение ответственности за свои поступки.

В начале недели правовых знаний был оформлен правовой стенд «Закон и подросток», где была размещена актуальная информация как для детей, так и их родителей  о правилах  безопасного поведения на дорогах общего пользования, информация о возрастных ограничениях управления различными видами транспортных средствам, размещены обновлённые статьиКодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, характеризующие критерии социально опасного положения несовершеннолетних (так как с 01.03.2021 г. вступили в законную силу изменения в данном Кодексе).

В библиотеке проходила тематическая выставка: обзор методической литературы, пособий, памяток и буклетов по теме правового просвещения обучающихся и их родителей.

Также специалисты социально-педагогической и психологической службы разместили полезные материалы на сайте школы, касающиеся данной темы, для учащихся, их родителей, педагогов.

Классными руководителями проведены тематические информационные часы.

Педагог-психолог Вансович Алина Петровна и педагог социальный Стреха Галина Ивановна с учащимися начальных классов на протяжении недели проводили индивидуальные беседы «Я – маленький гражданин огромной страны».

Специалисты социально-педагогической и психологической службы для родителей и педагогов оказывали индивидуальные консультации по вопросам защиты прав и законных интересов детей. Был организован круглый стол для желающих педагогов «Признаки, по которым можно определить наличие случаев насилия над детьми».

В рамка рейда «Семья» педагог социальный, педагог-психолог совместно с инспектором ИДН Юрковец Анжеликой Дмитриевной, главным специалистом Рубельского сельисполкома Машлякевич Ольгой Станиславовной посетили семьи несовершеннолетних. Специалисты провели профилактические беседы с родителями «Права ребёнка, их соблюдение в семье», также вручили импамятки по правилам информационной безопасности. С помощью данного мероприятия представители заинтересованных ведомств пытались донести родителям, что дети нуждаются в особой защите, что ребёнок, в первую очередь, учится тому, что видит у себя дома –  родители им пример. Глобальная цель данного мероприятия -преодоление семейного неблагополучия.

Для учащихся, состоящих на различных видах учёта, проведена акция «Я и мои права» (для учащихся среднего звена), «Закон и я» (для старшеклассников).Педагог социальный и педагог-психолог в увлекательной форме ознакомилиребят с документами, отражающими их права и обязанности, научилиучащихся применять правовые знания в повседневной жизни. Учащие самостоятельно попытались определить приоритетные  для них права и обязанности. Подытожив результаты проведения данного мероприятия можно сказать, что большинство старшеклассников в первую очередь высказалось за право на свободу, личную жизнь и неприкосновенность. Для учащихся среднего звена важным было право на семью и отдых. Таким образом, педагоги старались донести детям, что любые субъективные  правапрактически могут быть реализованы только через чьи-то обязанности, и наоборот, обязанности предполагают чьё-то право требовать их исполнения; что права плюс обязанности, свобода плюс ответственность – такова аксиома нормальной жизнедеятельности людей.

Инспектор ИДН Юрковец Анжелика Дмитриевна среди учащихся                            9-х классов провела профилактическую беседу «Ответственность за незаконный оборот наркотиков». Также немало внимания ей было уделено на изменения Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, а именно, акцент делался  на новую главу, посвященную административной ответственности несовершеннолетних,так как  в ней установлен в целом более гуманный, по сравнению со взрослыми, режим административной ответственности.Инспектором ИДН было отмечено введение института мер воспитательного воздействия в качестве альтернативы административному взысканию; повышение возраста ответственности за ряд деяний, ответственность за которые ранее ответственность наступала с 14 лет; сокращение срока, в течение которого подросток считается подвергавшимся административному взысканию; ограничение размера штрафных санкций в сравнении со взрослыми правонарушителями и др. Анжелика Дмитриевна разъяснила, что в качестве мер воспитательного воздействия определены: разъяснение законодательства, возложение обязанности принести извинение потерпевшему, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга. Эти меры будут применяться в зависимости от ситуации и личности несовершеннолетнего. При этом предусматривается возможность освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности с применением предупреждения вне зависимости от категории совершенного правонарушения. И только когда все эти меры не дадут эффекта – несовершеннолетний будет подвергнут взысканию. В ходе беседы учащиеся внимательно слушали, задавали вопросы по всем интересующим их проблемам, получали грамотные ответы.

 

С учащимися 4 «А» класса педагогом социальным была организована квест-игра «Путешествие в страну прав и обязанностей» в форме командногосоперничества по станциям. В ходе мероприятия учащиеся команд «Знатоки» и «Патриот» прошли все этапы, собрали ключи и назвали основной документ, содержащий основные права ребёнка. Каждый ребёнок был вовлечён в познавательный процесс,благодаря погружению в различные проблемно-игровые ситуации: выбрать предложения, в которых говорится о правах; определить в предложенных вариантах, что является обязанностью школьника; отгадать загадки, ребус, криптограммы на правовую тему; из предложенных вариантов выбрать нарушения правил общественного порядка и правил безопасности и др. На этапе рефлексии, ребята делились эмоциями. Больше всегоим понравилось задание «Тест на проверку: найди 7 правонарушений», где ребята смогли применить свои знания на практике и почувствовать себя ответственными за противоправные  поступки. Также детям оказалась по вкусу сама игровая активная форма проведения мероприятия, так как в классе обучаются подвижные дети.Некоторые оценили командный дух игры. Один учащийся высказался, что мероприятия ему не понравилось, потому что данная тема его не интересует, хотя при этом принимал весьма плодотворное участие.Таким образом, такие интерактивные формы работы с учащимися позволяют задействовать всех учащихся, воплотить имеющиеся знания и навыки на практике.

Профилактические мероприятия правовой направленности помогают школьникам рассматривать права в разрезе обязанностей, формируют понятие, что право тесно связано с ответственностью за свои поступки, что незнание закона не освобождает от ответственности. В глобальном плане данные мероприятия направлены на снижении уровня правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних через комплексное взаимодействиеучащихся, законных представителей и педагогов.