Положение

ПОЛОЖЕНИЕ

о родительском университете

Государственного учреждения образования

 «Рубельская средняя школа»

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году» и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.

1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.

1.5. Работу  родительского университета организует заместитель директора по  воспитательной работе, классные руководители, специалисты СППС учреждения образования с привлечением  представителей Столинского РОВД, УЗ«Рубельская амбулатория» и т.д.

1.6. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет  заместитель директора по  воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.  

  1. Цели, задачи и направления деятельности родительского университета, ступени реализации и формы проведения занятий

2.1. Целью создания родительского университета является: создание условий, способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».

 2.2. Задачи:

построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка и организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);

мотивировать родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;

содействовать  повышению социально-педагогической, психологической, правовой культуре родителей;

создавать условия формированию ценностно-смысловых основ родительства;

актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;

обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. 

2.3. Основные направления деятельности родительского университета:

- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

- гражданское: о путях развития образования, школы;

- консультирование родителей по психолого-педагогическим и другим проблемам;

- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

-  расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;

- пропаганда эффективных технологий воспитания, построение системы распространения эффективного педагогического опыта;

- трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения образования. 

2.4. Две ступени в реализации родительского университета

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов

II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов

III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов

2.5. Формы проведения занятий

традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, занятия с элементами тренинга, индивидуальные консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

дистанционные (размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках, творческих конкурсах и других мероприятиях). 

  1. Условия, порядок создания и управление родительским университетом

3.1. Условия создания родительского университета:

создается на базе государственного учреждения образования «Рубельская средняя школа»;

создается  на основании  приказа директора школы и настоящего Положения;

координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;

реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;

за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;

занятия проводятся согласно плану;

родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;

на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет»;

классный руководитель назначается ответственным за анонсирование тематической информации в рамках родительского университета. 

3.2. Координатор родительского университета:

-  несет ответственность за эффективность деятельности родительского университета;

-  координирует деятельность родительского университета;

- осуществляет взаимодействие с классными руководителями, педагогом социальным, педагогом-психологом;

- подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;

-   ведет в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчетную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;

-  в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.

3.3. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учеными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.

3.4. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.

3.5. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.

3.6.   Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

  1. Структура родительского университета

4.1.   Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.

4.2.   Родительский университет может использовать в работе помещения, необходимые для обеспечения его деятельности:  учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.

4.3.   Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.  

  1. Документация

- приказ учреждения образования об организации работы родительского университета;

-   Положение о родительском университете;

-   план работы на учебный год (полугодие);

- методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).  

  1. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение

В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.